Ученики вошли в класс, напоминавший больше какой-то исторический кабинет, где день и ночь проводятся исследования. Все стены были увешаны картами, которые были похожи на старинный древний пергамент. В конце кабинета стоял ничем не приметный стол, а на столе располагался глобус внушительных размеров. Что за кабинет географии без глобуса и карт, верно? Пока ученики рассматривали каждую мелочь кабинета, в котором им предстояло учиться в дальнейшем, в помещении появилась женщина в очках, одетая в роскошную длинную мантию.

Добрый день класс! Меня зовут Alemandine, и в этом году я буду вести у вас Магическую географию. Предмет наш достаточно обширный и увлекательный. Сегодня мы с вами не будем углубляться в понятие "географии". Мы лишь выделим и выясним основные аспекты, компоненты данной науки. Поговорим немного об истории её появления. Все эти моменты, хотя бы в общем виде, должны знать все, ведь мы с вами живём на планете Земля, и всё, что с ней связано, непременно касается и её жителей.

Сегодня я проведу вводную лекцию. Многие считают, что география — это наука, изучающая оболочку Земли, её компоненты и т.д. А вот здесь ошибочка. География является обширной наукой, которая охватывает множество и других аспектов, моментов.

Есть много вариантов и формулировок того, что же такое география. Например, география — это комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосферы и геосистемы. Основные компоненты географической оболочки:

• Атмосфера
• Биосфера
• Гидросфера
• Литосфера

Атмосфера - это воздушная оболочка Земли. Она делится на Термосферу, Стратосферу и Тропосферу.

Биосфера - это оболочка Земли, заселённая живыми организмами. Включает в себя почти всю Гидросферу, нижнюю часть Атмосферы и верхнюю часть Земной коры.

Гидросфера - это водная оболочка Земли. Она включает в себя: моря и океаны, подземные воды, ледники и воды суши.

Литосфера - это твёрдая оболочка Земли, которая включает в себя Земную кору.
Вот несколько основных понятий.

• География — это целый комплекс, свод знаний о пространственно-временных особенностях какого-либо объекта, территории, явления или процесса (география материков и океанов, география отдельного государства, география катастроф или разрушительных явлений и др.)

Как вы уже поняли, последнее определение ближе к нам и к тому, что мы будем изучать на последующих лекциях.

Теперь такой вопрос: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на "магической географии"? Внимательно вслушайтесь в вопрос!

Ученик неуверенно поднял руку. Профессор кивнула, тем самым разрешив учащемуся высказать своё мнение по заданному вопросу.

— Осмелюсь предположить... наверняка эта та же самая география. Но уже само название навевает на мысль, что на лекциях мы будем изучать не просто географию, как науку о недрах Земли, её полезных ископаемых, оболочках, природных ресурсах и других её составных частях, а как науку о местах, окутанных магией, и непосредственно связанных с ней!

Alemandine улыбнулась. — Прекрасно! Мне нравится ход ваших мыслей. Ответ верный. На самом деле всё очень просто. Вы правильно заметили, что "магическая география" - несколько иная наука. На лекциях мы будем изучать не совсем обычные места, а такие, где происходит что-то магическое, которые полны загадок и тайн. Не сомневайтесь, вам будет очень интересно присутствовать на моих занятиях!

Давайте ненадолго окунёмся в историю. Как же появилась география и как давно?

География возникла в глубокой древности. В самом начале она была тесно связана с деятельностью людей: охотой, скотоводством, земледелием, рыболовством. Круг знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. В то время у людей было ещё неразвитое мышление. Отсюда и пошло неумение объяснять природные явления и процессы (землетрясения, молнии, засухи, оползни, наводнения и т.д.).

Представления первобытного человека о происхождении вещей было фантастическим. Из поколения в поколение оно передавалось в устной форме. Отсюда появились и мифы, легенды о происхождении человека, легенды о героях, богах и различные теории о происхождении мира, в общем.

Очень важное место занимали путешествия. Именно благодаря им удалось многое узнать, открыть. Путешествия значительно расширяли кругозор человека.

Кстати, вы любите путешествовать? Все в один голос ответили: — Даааа! Профессор, удовлетворённая ответом ребят, продолжила лекцию. — Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания всё новых и новых земель.
Шли годы, а мореплавание и торговля развивались. Это привело к появлению первых географических описаний. Описания делились на периплы и периэгезы.

• Периплы - это описания морских путешествий и морских плаваний вдоль берегов.

• Периэгезы - это описание участков суши. Периэгезы были начальной формой описания стран.

Разумеется, были и люди, делавшие все эти описания. Их называли логографами. Наиболее известный логограф - Гекатей из Милета (546-480 г до н.э.), который соединил периплы и периэгезы и составил описание всех известных стран. Не будем забывать и об отце истории - Геродоте . Он тоже внёс вклад в географию, написав "Историю в девяти книгах", где дал полное описание мира.

Многие народы считали, что Земля представляет собой огромную плоскость, которая держится на трёх китах, а киты, в свою очередь, плавают в безбрежном море. Киты считались основой всего мира. Согласитесь, звучит как сказка, миф. Но, тем не менее, так рассуждали люди в древности.

Древние греки, например, имели достаточно простое, но интересное представление о мире. Есть Космос, Небо, на Небе живут Боги. На Земле живут люди. Но границ между ними нет. Боги были похожими на людей, т.е. они могли позволить себе и выпить лишнего и прелюбодействовать. Но, по мнению греков, в любой момент боги были готовы вмешаться в судьбы людей. Представление о Земле, о нашей планете у греков было религиозно-мифологическим. Они представляли себе Землю в виде выпуклого щита, который окружался Океаном. Из Океана, соответственно, вытекали все реки. За Океаном находилось царство теней. В восточных странах было теплее, чем в западных. Они были ближе к Солнцу.

У учёных было своё представление о том, как выглядит Земля и мир в целом. Грек Анаксимандр (VI в. до н. э.) представлял Землю в виде отрезка колонны или цилиндра. Середина земли - это суша, представленная в виде огромного круглого острова - Ойкумены .
Остров окружает океан. Внутри Ойкумены располагается морской бассейн, который делит остров на 2 части: Европу и Азию.
Анаксимандр считал, что Земля - центр Вселенной.
Другой древнегреческий учёный - Пифагор - полагал, что Земля представляет собой огромный шар.
Знаменитый учёный Аристотель (IV в. до н. э.) согласился с этой теорией и позже первым доказал, что Земля и другие планеты - шарообразные.

Люди начали всё больше и больше путешествовать. Постепенно стали накапливать доказательства того, что земля далеко не плоская, а напротив - выпуклая. На основании того, как передвигались корабли по водной поверхности, напрашивался тот же вывод, что Земля имеет шарообразную форму. В ходе наблюдений, выяснялось, что корабли постепенно скрываются за горизонтом. Это дало основание для соответствующего предположения.



Каждая цивилизация представляла себе мир и саму Землю по-своему. Таких предположений и теорий очень много. Все они славятся своей уникальностью и оригинальностью.

Сегодня у нас с вами была вводная лекция и немного истории. На следующем уроке мы с вами поговорим о том, как менялась карта нашей с вами планеты.

Запишите домашнее задание:

1) Что такое "география"? "Магическая география"? Дайте определение понятиям (своими словами). ( 2 балла )

2) Какие "магические" места нашей планеты вы знаете? Приведите 5 примеров. ( 1 балл )

3) Как вы думаете, нужна ли нам вообще география? Стоит ли её изучать? Насколько важен этот предмет в жизни человека? Поразмышляйте на эту тему. Приведите аргументы. ( 3 балла )

4) На лекции вы узнали о том, какими видели Землю и мир (в общем) в Древней Греции. Возможно, вы знаете какие-нибудь другие теории? Как представляли мир и Землю в других странах, цивилизациях? (в древности) Расскажите об этом. Предоставьте картинки. ( 4 балла )



Внимание! Информация из Интернета должна быть переработана. Списывание оценивается в 0 баллов.



Hosted by uCoz